Сейчас на портале:151
18.04.2010 Описание методики

Бизнес-тренерам на заметку. Метод Колба.

Не секрет, что взрослые люди лучше всего учатся и запоминают что-то новое, когда полученные знания необходимы им для использования в их ежедневной деятельности.

Национальный институт непрерывного образования (Великобритания) в одном из своих исследований вывел знаменитую формулу: «Мы запоминаем только 20% из того, что мы прочитали и до 90% того, что мы прочитали, увидели, услышали и сделали», то есть когда мы получили опыт через действие. В иностранной литературе такое обучение получило название «обучение действием» («learning by doing») и является, по-сути, игровым обучением.

Игровое обучение - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Благодаря методике, автором которой является Дэвид Колб (David Kolb) и возможностям, представляемыми современными технологиями, сегодня имеется возможность сделать «обучение действием» основой корпоративных программ обучения сотрудников предприятий и организаций. Многие профессиональные бизнес-тренеры абсолютно уверены, что такая программа значительно более эффективна, чем традиционные формы обучения.

Модель Колба – теория специалиста по психологии обучения взрослых Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий. Она в различных вариациях широко применяется в ходе интерактивных уроков.

Схема Колба на уроке:

1.Мотивация и объявление новой темы – 10% времени от общей длительности урока;

2.Закрепление (повторение) пройденного – 20%- времени от общей длительности урока;

3.Изучение нового материала – 50% времени от общей длительности ypокa.

4.Оценивание – 10% времени от общей длительности урока;

5. Подведение итогов урoка (дебрифинг, рефлексия) 10% времени от общей длительности урока.

Временное распределение в данной схеме можно рассматривать условным, учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись.

Подробное описание этапов схемы Колба

Мотивация – начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материaле, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учебного материала.

3акрепление – важный этап урока, не только повышающий эффективность усвоение материала в целом, заинтересованность учащихся, но и формирующий в сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний и методов, применяемых в данном предмете, а не разрозненную россыпь сведений.

Изучение основного материала — главный целевой этап урока, на котором учащиеся непосредственно получат новые знания. На этом этапе, как уже было сказано выше, учителем должны быть подобраны задания, при выполнении которых учащиеся получают необходимые знания, навыки и умения. При подборке заданий учителю желательно также помнить китайскую поговорку: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю»

Оценивание – важный стимулирующий компонент урока. Оценивание должно быть гибким, наглядным, непредвзятым и справедливым. Только в этом случае оно будет действовать, как стимулятор, в противном случае - оно может послужить основной причиной отторжения от предмета и падения заинтересованности, поэтому здесь надо быть особенно осторожным, применять методы коллективного оценивания, самооценивания, командного оценивания. Наиболее распространенный способ оценивания на интерактивных уроках – набор баллов и командное оценивание.

Дебрифинг – подведение итогов урока. Заключительный этап урока, на котором обычно учитель спрашивает, что понравилось на уроке, что – нет, собирает пожелания, замечания, и в итоге обобщает пройденное и побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.

Приняв за основу цикл Дэвида Колба, мы можем видеть, что именно непосредственный опыт, полученный или в результате ежедневной профессиональной деятельности, или на тренинге в процессе ролевой игры, или при прохождении компьютерной симуляции, составляет основу для дальнейшего обучения.

Этот опыт приводит к этапу «критического обдумывания» - к размышлениям и новым наблюдениям за происходящим, за действиями и событиями, которые теперь уже вызывают живой интерес, так как связаны с собственными внутренними переживаниями и сравнениями: «Я делаю так, а он или она – так…», к размышлениям о том, к каким результатам приводит тот или иной вариант действий.

Постепенно или внезапно - в форме озарения - наблюдения и размышления превращаются в так называемые «абстрактные концепции» или выводы, которые позволяют использовать сделанные обобщения на практике. Практическое применение полученных теоретических выводов, в свою очередь, запускает новые обучающие циклы.

Таким образом, доказано, что обучение взрослых невозможно вести без интерактивности. Под интерактивностью в данном случае понимается возможность для обучающегося собственными активными действиями поучаствовать в процессе приема-передачи знаний, получить непосредственный опыт, оказываясь в различных ситуациях, и сравнив, что может происходить в результате тех или иных его действий.

Очевидно, что этот подход серьезно отличается от принципов, на которых сегодня создаются как традиционные программы корпоративного обучения, так и подавляющее большинство электронных обучающих курсов. В методах современного образования мало что изменилось со времен средневековья, когда умудренные профессора вещали истины с высоких кафедр студентам в аудиториях, только что аудитории превратились в конференц-залы, а доски за спиной «профессоров» - в экраны, на которые проецируются презентации Power Point!

Метод Колба предполагает, что ставшие традиционными для очных тренинговых программ ролевые игры, безусловно, основываются на правильном подходе. Тем не менее, даже тщательно разработанные тренинги, полностью адаптированные под специфику конкретной компании, далеко не всегда работают так хорошо, как хотелось бы. Поэтому любой бизнес-тренер понимает, что просто разработать и провести адаптированный под потребности компании тренинг или электронный обучающий курс, имеющий своей целью простую передачу знаний, совершенно недостаточно. Метод Колба может применятся по-разному, поэтому большое значение играет личность самого тренера.

Комментарии

Войдите или зарегистрируйтесь на сайте.

Яндекс цитирования Каталог TUT.BY Rating All.BY