Сейчас на портале:129
15.04.2010 Описание методики

Изучаем иностранный язык. Метод Шехтера.

Краткое описание

Метод Шехтера — это коммуникативная методика для изучения иностранного языка. Она основывается на эмоционально-смысловом подходе, направлености на развитие живой речи. Метод дает возможность говорить осмысленно, без воспроизведения заученных фраз и конструкций по речевым шаблонам, говорить так, как это свойственно человеку в привычных для него жизненных обстоятельствах. Результат обучения, скорей всего, будет зависеть от преподавателя, который сможет разговорить, "зажечь" группу и ,конечно же, от Ваших целей.

История возникновения метода

Эмоционально-смысловой подход к человеку при порождении и развитии его речи на чужом языке – так полностью называется научное направление, основателем которого является И.Ю.Шехтер. Этот подход возник у нас в начале 70-х годов 20-го века как революционный прорыв в обучении языкам, и сразу дал поразительные результаты.

Он вызвал естественный восторг у многих людей, которые до этого долгие годы безуспешно пытались учить язык в школах, вузах и на традиционных языковых курсах. У большинства в итоге ничего не получалось, и они посчитали себя "неспособными к языкам", а тут вдруг произошло "чудо": буквально через месяц они свободно заговорили на иностранном языке. При этом их не заставляли зубрить слова и не мучили грамматическими упражнениями. Занятия проходили в игровой форме, в непринужденной обстановке, в режиме отдыха и развлечений в приятной компании.

Немудрено, что новый метод вызвал тогда такой испуг у партийной номенклатуры, что самому И.Ю.Шехтеру и его последователям просто запретили открыто обучать языкам всех желающих. Закрытые курсы в 70-е и 80-е годы функционировали только в Госплане при Совете Министров СССР, слушателей на них направляли "компетентные" органы.

Конечно, ученый не работал на КГБ (это очередной миф), но попасть к нему могли лишь избранные. Уже в 90-е годы, когда запреты сняли, И.Ю.Шехтер возглавил кафедру эмоционально-смыслового обучения в Новом Гуманитарном Университете.

Тогда была создана Авторская Школа Шехтера и ряд ее филиалов – других школ и курсов, работающих на основе эмоционально-смыслового подхода, где в принципе каждый желающий может пройти обучение.

Суть методики

Прежде всего, надо признать, что сама идея о том, что изучение чужого языка должно идти прямым путем, подобно тому, как дети осваивают родной язык, родилась давно.

Этот метода назвали натуральным из-за его подражательности. Естественно этим методом пользуются все еще до школы

То есть вся методика укладывается в аксиому, что речь – навык, свойственный человеку. Поэтому вместо того, чтобы накапливать знания о языке, занимаясь зубрежкой слов и изучением правил, следует заниматься прежде всего выработкой этого навыка – порождением речи, а затем ее развитием и коррекцией.

Изначально студенты используют подражание, а затем ролевые игры и сценки. При этом от студентов не требуется сознательно запоминать эти фразы, заучивать их наизусть. Процессы речепорождения идут на подсознательном уровне. Так что эта работа не очень напряженная. А игры с карточками в паузах предъявления способствуют выработке навыков чтения. Этюды, т.е. сценки или ролевые игры, которые студенты разыгрывают между собой. При общении друг с другом у них не возникает психологического барьера, как при ответе преподавателю перед аудиторией. В этюдах задачи ставятся не учебные – вспомнить какие-то слова и построить из них фразы – как при традиционном обучении, а практические – купить нужный вам билет, взять такси и доехать вовремя до аэропорта, получить номер в гостинице, заказать ужин в ресторане, купить сувенир в магазине и т.д. и т.п. То есть студенты учатся не только говорить. Но и «жить» в новом языковом социуме.

При всем этом никто не упоминает о грамматике, по крайней мере, на первых порах. Грамматические ошибки на начальном этапе преподаватель корректирует только в тех случаях, когда они искажают смысл. Следуя принципу "иностранный – как родной", сначала нужно выработать навык говорения. На первом этапе главное – чтобы человек заговорил, мог выразить свою мысль понятно, пусть сначала и не вполне корректно.

Правила гораздо легче усваиваются, когда их можно подкрепить уже знакомыми примерами употребления. Второй и третий этапы обучения в значительной степени посвящаются коррекции речи. Здесь ставится задача выразить свою мысль не только понятно, но и грамматически правильно. Таким образом, в отличие от традиционного обучения, грамматика по Шехтеру вторична по отношению к речи. Правда, не стоит иронизировать и полностью отказываться от изучения грамматики.

Отсутствие страха сделать ошибку способствует снятию "речевого барьера". С основными правилами грамматики познакомиться, конечно, необходимо, но не с грамматики следует начинать – вот в чем дело. Правила описывают речь, а не речь строится по правилам. И в самом деле, разве на родном языке мы говорим правильно потому, что знаем и каждый раз вспоминаем то или иное правило? Нет же. Мы говорим правильно по интуиции: мы просто чувствуем, что так говорят, а так не говорят. И наша задача – развить такое же чутье, когда мы говорим на иностранном. Просто студентам не говорят, что они занимаются грамматикой. Например, человек по сюжету этюда рассказывает о том, как он провел вчерашний день, где был и что делал, то есть употребляет интуитивно прошедшее время. Таким образом вся необходимая грамматика дается незаметно для обучаемых. Они могут поначалу и не знать, как называется та или иная категория в учебниках грамматики, но зато они будут правильно ее употреблять, а ведь именно это и нужно.

По сути, студенты сами интуитивно выдумывают грамматический «велосипед». Можно не знать некоторых частей речи или названий категорий, но правильно их употреблять, что важнее при изучении иностранного языка. Нацеленность не на схоластическое знание, а на практическое пользование языком – вот отличительная черта эмоционально-смыслового подхода.

Как продолжение изысканий и экспериментов с методом Шехтера стал метод суггестопедии Георгия Лозанова, появившийся в 1960-е годы в Болгарии. Его мы опишем в следующих материалах

Комментарии

Войдите или зарегистрируйтесь на сайте.

Яндекс цитирования Каталог TUT.BY Rating All.BY