Сейчас на портале:131
27.10.2010 Описание методики

Логические блоки Дьенеша

Методика Дьенеша представляет собой развивающие игры, состоящие из различных по форме, цвету и размеру блоков. Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

С помощью блоков, созданных этим венгерским психологом и математиком,  ребенок познает окружающий мир, выявляет свойство предметов - цвет, форму, размер.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Игра будет увлекательна как для самых маленьких, так и для детей постарше. Малышам предлагается отделить от общей кучки, например, все круги, или все синие фигуры, или только синие круги и т.д.

Детям постарше уже можно предложить выстроить цепочку из фигур с одним или двумя общими свойствами. Например, начинаем с красного большого круга, далее кладется такой же круг только синий, далее - синий большой квадрат, далее - синий маленький квадрат и т.д.

Выкладывание блоков на рисунок тренирует мелкую моторику ребенка, учит внимательности и аккуратности, т.к. блоки не крепятся, а значит необходимо делать все осторожно, чтобы не сдвинуть ранее положенные блоки.

Система Дьенеша посторожена на развитии у детей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей. Она формирует навыки, необходимые для решения логических задач. Блоки Дьенеша дают  первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине. Сначала предлагаются самые простые игры:

1. Найди все фигуры, как эта по цвету (по размеру, форме).

"Найди не такую фигуру, как эта" по цвету (по форме, размеру).

2. Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

Более сложный вариант: найди такие же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

3. "Цепочка"

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.);

в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

4. Наиболее трудный вариант игры "Раздели фигуры". Разделить фигуры между Буратино, Чебурашкой и Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки - все желтые, у Незнайки все большие. Какие фигуры достались только Буратино? (Круглые, не желтые, маленькие). Какие фигуры получил Чебурашка? (Желтые, маленькие, некруглые). Скажи, какие фигуры достались только Незнайке? (Большие, не желтые, некруглые). Какие фигуры подошли сразу и Буратино и Чебурашке? (Круглые, желтые, маленькие). Какие фигуры достались сразу и Буратино и Незнайке? (Круглые, большие, не желтые). Незнайке с Чебурашкой? (Большие, желтые, некруглые).Какие фигуры подошли всем трем персонажам? (Круглые, желтые, большие). А какие фигуры оказались ничьи? (Большие, некруглые, не желтые). Желательно вместе с детьми придумать новые задания, а лучше новые игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Войдите или зарегистрируйтесь на сайте.

Яндекс цитирования Каталог TUT.BY Rating All.BY