Сейчас на портале:86
31.03.2014 Образование

Обучение без одноклассников

В более чем 300 классах школ Беларуси обучается всего один ученик. Как это происходит и к чему это ведёт?

В Министерстве образования отмечатют, что такая тенденция вызвана неэффективностью системы образования Беларуси. Сейчас разрабатываются новые методы функционирования среднего образования, которые позволят увеличить количество учеников в классах до 17-19. Однако это произойдёт примерно в течение 4 лет.

Среднее образование влияет на развитие общих навыков и знаний школьников, а также формирует их как личность. Но как же чувствует себя ребёнок, находясь в классе совершенно один?

По последним данным в учреждениях среднего образования Беларуси существует 322 класса с одним учащимся. Из них, к примеру, около 35 находится в Могилёвской области и 50 в Брестской области. Как же происходит обучение в таких школах и чего боятся учителя?

Гончанская школа

Гончанская школа находится в Кричевском районе Могилёвской области. Примечательно, что школа занесена в почётную книгу Министерства просвещения БССР.

Гончанская школа – большое двухэтажное здание, рассчитанное на 520 мест. Однако в этом учебном году здесь обучается всего 12 школьников и работает 9 педагогов и 2 воспитателя.

В гончанской школе обучение проходит в малениких классах:

·         4 класс – 1 ученик.

·         6 класс – 2 ученика;

·         7 класс – 2 ученика;

·         8 класс – 3 ученика;

·         9 класс – 4 ученика.

Единсвенная ученица 4 класса гончанской школы – Диана Брюханчик. Её обучение в маленькой школе напоминает занятия с репетитором. Ведь девочка находится с учителем в классе всегда тет-а-тет. Возможно, девочка лучше усваивает преподаваемый материал. Однако как же быть с общением? Кроме того к таким ученикам нужен особый подход. Ведь, например, при обучении в больших классах школьникам всегад есть за кем тянуться и кому соответствовать. У Дианы Брюханчик такой возможности, к сожалению, нет. Девочка же отмечает, что уже привкла к таким занятиям, а общается она на переменах с ученицами из других классов.

Однако, вполне вероятно, что занимаются дети в этой школе последний год. Согласно законодательству в школе должно обучаться не менее 26 учеников. При меньшем количестве – учреждение образования подлежит закрытию. А гончанская школа не переступает минимальный порог, да и содержание такого здания требует больших затрат. Годовое содержание одного ребёнка в такой школе требует примерно 113 млн. белорусских рублей.

Где же будут обучаться ученики Гончанской школы?

Полагается, что детей будут возить в Долговскую школу (13 км от посёлка) либо в Кличев. Педагогов также распределят в районные учреждения образования.

Как отмечает завуч гончанской школы Галина Влащенко, это отнюдь не самый худший вариант. Ведь настоящее положение, в котором находится школа, не перспективно как с финансовой, так и образовательной позиции. Ведь обучение одного-трёх учеников в классе отнюдь не норма для среднего образования Беларуси.  

Маленькая школа в Огородниках

Начальная школа в Огородниках – ещё одно учебное заведение с рекордно низким количеством учащихся. Сейчас в Огородниках обучается 13 детей, а работает в школе 17 сотрудников.

Здесь, как и в гончанской школе, есть класс с одним учащимся, и занятия в таких маленьких классах проходят по тому же принципу.

Что будет в следующем году со школой пока неизвествно. Однако если школу в Огородниках всё-таки закроют, то детей будут возить в Высоковскую среднюю школу, которая назодится в 3-4 км.

Таких школ и классов в Беларуси ещё очень много. И, как видим, история и судьба таких маленьких школ во многом схожа и всех их, скорее всего, рано или поздно ожидает одинаковый финал.

Какие же проблемы вызывает обучение в маленьких классах?

1. В первую очередь – низкая зарплата учителей в школах с маленьким числом учищихся. А уровень заработной платы в сфере образования не достигает средних значений и значительно проигрывает зарубежным странам.

Низкая заработная плата, в свою очередь, создаёт сложности в привлечении и удержании педагогических кадров.

2. Низкое качество образования в школе.

Специалисты отмечают, что обучение в маленьких классах отнюдь не способствует улучшению качества образования и хорошим результатам обучения.

Кроме того, как заявляют эксперты, чтобы дать адекватную и объективную оценку образавания Беларуси, стране необходимо участвовать в международных проектах по оценке знаний. Например, Беларусь не участвует в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA, хотя данный тест применяется более чем в 60 государствах мира, в том числе России, Азербайджане, странах Балтии и многих других. А заместитель министра образования Василий Будкевич отмечает, что, возможно, Беларусь когда-нибудь и поучаствует в PISA, но это займёт время.

В решении проблем школ с маленьким количеством учащихся, одним из выходов может быть объединение школ или объединение классов в школе. Это безусловная экономия, которая позволит направить данные средства на зарплату учителей, модернизацию школ, повышение квалификации педагогов и прочего.  

Как бы там ни было проблема маленьких школ в Беларуси пока остаётся открытой, а решение этого вопроса требует незамедлительных и эффективных действий.

Комментарии

Войдите или зарегистрируйтесь на сайте.

Яндекс цитирования Каталог TUT.BY Rating All.BY