Сейчас на портале:158
10.05.2010 Статьи

Обучение персонала. Профессиональное развитие

Под профессиональным развитием персонала подразумевают не только повышение квалификации, его переподготовку и обучение, но и регулирование карьеры, то есть продвижение кадров и кадровый резерв. Все это тем или иным образом связано с обучением, то есть с профессиональной подготовкой.

Процесс профессионального развития включает в себя обучение, как правило,  взрослых людей с устоявшимися  интеллектуальным, психологическим и физиологическим аспектами. Поведение взрослых в процессе обучения отличается от привычного нам школьного и студенческого. Поэтому приемы и способы, используемые в системе обычной базовой подготовки, должны быть видоизменены, так как восприятие обучения взрослыми работниками зависит от множества различных дополнительных факторов.

Трудности возникают оттого, например, что чем старше обучаемый, тем сильнее развит его индивидуальный подход, и у него уже давно сложилась своя учебная концепция. Это может быть еще и потому, что в период своей базовой подготовки обучаемый привык воспринимать роль педагога как управление и давление на психику. Отсюда может вытекать неосознанное сопротивление обучению и обучающему. Часто возникают трудности восприятия непривычных методик, когда взрослые практически не сталкивались с активными формами обучения, такими например, как индивидуальное и групповое направление.

Понятно, что профессиональное обучение должно представлять собой непрерывный комплексный процесс, учитывающий возможность постоянного изменения поведения, связанного с активной переработкой воспринятой информации и опыта. Обучение должно происходить в форме целенаправленного восприятия и сопоставления нового учебного содержания с уже привычным, изученным ранее. Должна учитываться окружающая среда, как естественная, так и психологическая.

Чтобы параметры для разработки эффективной системы развития персонала использовали основные особенности, преподавательская концепция для взрослых должна включать в себя такие обязательные элементы, как работа в малых группах, то есть обучаемым нужно предоставить возможность работать парами или звеньями. При этом исходным пунктом процесса обучения должна быть постановка проблемы из реальной жизни, связанной с интересами и потребностями обучаемых и предприятия.

Необходимо ориентироваться на имеющийся у них опыт, так как эффективное понимание у обучаемых возможно лишь при опоре на ранее наработанную ими практику. Конечно, это требует определенной гибкости концепции обучения, чтобы она позволяла учитывать и отражать опыт обучаемых, а также давать им возможность переходить в автономный режим обучения.

Выработка необходимого для работы изменения поведения обучаемого возможна лишь тогда, когда это изменение инициировано вместе с ним, когда есть взаимная согласованность. Такое изменение поведения, воспринимаемое как умение,  должно охватывать все аспекты деловой компетентности сотрудника.

И соответственно, понимание приводит к нацеленности на самоконтроль в обучении, то есть ответственность за результаты учебы в первую очередь несут обучаемые, а преподаватель оказывает им только помощь в процессе обучения. При этом, отрываться от реальности сотрудникам не позволяет обратная связь, так как обучаемые постоянно получают оценку успешности своих действий.
Комментарии

Войдите или зарегистрируйтесь на сайте.

Яндекс цитирования Каталог TUT.BY Rating All.BY