Сейчас на портале:155
08.06.2010 Статьи

Высшая школа в Нью-йорке глазами студента-белоруса

Сейчас многие наши соотечественники осваивают науки за рубежом. Благо, возможностей для этого хватает. Если нет денег, чтобы самому оплатить за обучение (а там оно – только платное), существует достаточно грантов, спонсоров и проектов, чтобы попасть в зарубежный ВУЗ. Что такое – учиться у нас, мы знаем. А как это происходит у них, что не так, как мы привыкли?

Ну, например, в США изначальный принцип – это полная самостоятельность и максимальная независимость человека, в том числе и при его обучении. Забудьте о коллективе и коллективизме: на любых занятиях вы сидите один за столом, каждый – за своим, отделенном от соседних. Не спишешь! Кстати, у них и сама мысль, чтобы списать, не возникает. Во-первых, нет нормальных удобств, чтобы подсмотреть, во-вторых – никто не даст, разве что купите по договоренности. Но тогда вас остальные студенты перестанут понимать, так как там в институт приходят учиться, а не только за «корочкой».

По различным специализациям разработаны различные учебные планы, которые даже в близких по названию специальностях будут значительно отличаться глубиной и целенаправленностью изучения одного и того же предмета. Иными словами, получив образование технолога-сыродела, вы не будете автоматически считаться одновременно и технологом по производству молочных продуктов. Казалось бы, такая узкая специализация должна приводить к нехватке отдельных категорий специалистов, но этих проблем не возникает из-за обилия специалистов, их солидной подкованности в своем деле и своевременной рыночной регуляции спроса на них.

Одним из важных критериев при изучении предмета является количество часов, а не последовательность тем, глав и параграфов. То есть, если вы считаете, что такая-то тема вас интересует меньше, чем другая, можете отдавать ей и меньше времени, главное – на экзамене показать свое достаточное знание этой дисциплины. Для определенного курса существует твердая сумма учебных часов, включающая время для изучения всех заданных дисциплин. Не студент для часов, а учебные часы – для студента. Другими словами, хотите – посещайте, не хотите – не надо, дело ваше. Но и дополнительно, «после уроков» никто с вами заниматься не будет.

При кажущейся свободе выбора, заменить один предмет другим, более полезным на ваш взгляд, нельзя. Можете только дополнительно изучать интересующий вас предмет. Для этого существует развитая система факультативов, где студент может или сам, или по рекомендации преподавателя проходить более углубленное изучение основного предмета, или вовсе самостоятельно выбранный курс. Факультативы не засчитываются в общее количество часов. Это – расширение своего мастерства или специализированного кругозора по собственному желанию студента. И как ни удивительно, желающих – пруд пруди.

Вообще, схему своей учебы в американском ВУЗе студент в большой степени формирует сам. Речь идет о том, что расписание занятий очень гибкое и предполагает выбор студентом порядка посещения лекций и семинаров практически по своему усмотрению. Типа, «сегодня я схожу на это, это и эти три занятия, а завтра – на вот те». Тем не менее, учебный день студента загружен «под завязку». Четыре-пять пар в день будут обязательными для вас, по вашему же мнению. Иначе, вы просто перестанете успевать в учебе.

Изучение учебного материала весьма не поверхностное, а скорее даже более углубленное, чем хотел бы наш обычный студент. «Галопом по Европам» там тоже не преподают, стараются объяснять так, чтобы каждому дошло. Для этого преподаватели тщательно и вдумчиво подыскивают необходимые примеры, аналогии из жизни или других учебных аспектов, легко понимаемых студентами. Чувствуется взаимная заинтересованность преподавателей и студентов в процессе обучения. Видимо это еще и потому так происходит, что никакому «преподу» и в голову не придет заставлять вас учить его материал. Соответственно, никто не станет «тыкать» вам прогулами и некомплектом лекций в конспекте.

Кстати, имеется и возможность выбора преподавателя. Например, тот профессор, что вам нравится, читает свой курс в такое-то время в том-то месте. Учитывая, что учебные корпуса обычно располагаются кучно, проблем с посещением не возникает. Что совсем интересно, в отдаленные корпуса студенты могут добираться на такси, так как, кроме того, что такси само по себе дешево, для студентов существуют льготы. Вообще, льгот у студентов много, значительно больше чем в нашей стране, но об этом – в следующий раз.

Язык обучения можно выбирать, но сам выбор будет небольшим, только из языков Америки: английский, испанский. Иногда, где есть такая необходимость, бывает обучение на французском и немецком, но эти исключения возможны только в своего рода анклавах, с большим количеством инакоговорящих жителей. В некоторых случаях можно выбирать язык, на котором будете изучать отдельный предмет, здесь возможности уже пошире – возможен китайский, арабский и другие, даже – русский.

Расового вопроса среди студентов фактически нет, здесь разношерстный народ живет изначально и на цвет кожи или форму носа не реагирует. Единственное, так это изредка возникает что-то подобное на сообщества наших кавказцев, когда, если несправедливо отнеслись к одному из них, то вступаются за него сразу многие. Грешат этим, как правило «латиносы». Но, справедливости ради надо отметить, что решить проблему они всегда стремятся мирным путем, видимо уровень интеллекта студента ВУЗа не очень-то позволяет опускаться до поведения жителя трущоб.

Но сама расовая проблема существует, проявляя себя в бедных районах больших городов. Там к вам могут без причины прицепиться, и даже ограбить или избить. У наших немногих «великомучеников», попавших в такую незавидную ситуацию, вызывала удивление «никакая» реакция местных полицейских. Так что вопрос этот серьезный, поэтому студентам просто не рекомендуется посещение в одиночку или без надобности некоторых национальных районов, где компактно проживают, например, латиноамериканцы, азиаты или негры – таких, как Гарлем и ему подобные.

Учитывая, что обучение и проживание проходит в студенческих городках, вся необходимая инфраструктура там предусмотрена. Говорить об этом нужно в отдельной статье, в общем, созданы все условия для желающего учиться. Я умышленно не говорю «молодого человека», потому что среди обычных студентов довольно много людей среднего возраста, и даже – почтенного, что нашему белорусскому студенческому глазу так же непривычно, как и обилие расовых различий, не только физических, но и подчеркнутых культурных, например, в одежде и манере поведения.

Но человек ко всему привыкает, особенно быстро – к хорошему. И смотришь, уже через каких-то пару месяцев в пестрой толпе идущих на занятия студентов Нью-йоркского ВУЗа, становится совсем не просто вычислить нашего родного «бульбаша»! (Я специально не привожу названия этого учебного заведения, чтобы подчеркнуть одинаковость условий в различных Высших школах Нью-йорка).
Комментарии

Войдите или зарегистрируйтесь на сайте.

Яндекс цитирования Каталог TUT.BY Rating All.BY